Сегментация аудитории — неотъемлемый элемент каждой маркетинговой компании.
Для детального исследования целевой аудитории (ЦА) процесс сегментирования отнимает много времени и сил. Однако без сегментации потребителей невозможно реализовать успешное:
- развитие компании;
- введение на рынок нового продукта;
- продвижение продукции;
- проведение рекламной кампании.
Сегментация целевой аудитории — это деление аудитории на отдельные группы, которые формируются за признаками схожих запросов (потребностей).
Она крайне важна в продвижении в социальных сетях и интернет-продвижении. Благодаря такому делению потребителей, можно создать наиболее подходящее рекламное послание для конкретной группы. Причем, в послании будут учитываться непосредственно предпочтения потенциальных клиентов, а не интуитивные ощущения рекламодателя. При идентичных затратах на рекламную кампанию, эффективность сегментированной всегда будет выше.
На основе правильно проведенного сегментирования можно составить портрет ЦА, который позволит:
- Обогнать конкурентов успешной рекламной кампанией. Пока они тыкают пальцем в небо, вы продаете товар непосредственно своему клиенту.
- Сформировать предложение, максимально удовлетворяющее потребности покупателей.
- Провести кампанию для привлечения новых клиентов: распродажа, акция и др.
- В разы сократить время на развитие и продвижение проекта (интернет-магазина), т. к. услуги предлагаются именно заинтересованным лицам.
Сегментация целевой аудитории b2b и b2с
Отличительная черта сегментации клиентов делового рынка (b2b) и потребительского (b2с) — целевая аудитория. Для первого — это предприятия, фирмы, различные организации, т. е. все юридические лица. А для потребительского рынка — это каждый человек, все физические лица.
К примеру, в страховую компанию обратился обычный человек — В2С, т. к. бизнес (компания) оказывает услугу (страхование) клиенту, а если какая-нибудь фирма обратилась к страховым услугам, то это будет В2В. Бизнес (компания) оказывает услугу (страхование) другому бизнесу (фирма).
Цель b2с — продать человеку товар/услугу, а b2b — не просто продать, а заключить долговременные партнерские отношения.
В этом случае идет продажа не товара, а выгоды. Гарантировать продажи не получится, но рост отдельных показателей (переходы, конверсия, показы), можно. Здесь нельзя бездействовать и ждать клиента, нужно себя продавать.
В2В предусматривает ведение активного поиска клиентов и долгосрочное взаимодействие с ними. Иными словами — это взаимоотношение между двумя бизнесами (b2b с англ. business to business — бизнес для бизнеса).
Потенциальные клиенты В2В — предприниматели, которые заинтересованы в стабильности компании на рынке, исполнительности, надежности и строгому соблюдению сроков. Здесь большую роль играют целевые каналы коммуникации: профессиональные площадки делового рынка, узкоспециализированные семинары, конференции, презентации, форумы.
Сегмент В2С более вольного характера. Образ компании формируется на эмоциональной и имиджевой основе. Форматы коммуникации менее сдержанные, в них, при уместности, дозволено обращаться к клиенту на «ты».
Сегментация целевой аудитории, как произвести
Для сегментировании ЦА принято использовать следующие критерии:
- Социально-экономические — показывают предпочтения и платежеспособность покупателя (доход, образование).
- Географические — разделяют аудиторию в зависимости от расположения проекта (страна, город, район).
- Демографические — раскрывают покупательскую активность (семейное положение, пол, возраст). К примеру, зрелые покупатели перед покупкой много сравнивают, обдумывают, а подростки делают импульсивные покупки.
- Психографические — дают понимание того, почему клиент делает покупку (образ жизни, социальный статус).
Учтите, чем больше параметров применяется, тем большая вероятность сделать предложение правильной аудитории.
Как определить целевую аудиторию
Чтобы получить информацию о ЦА, проводят анкетирование, делают различные опросы. Данные можно найти в социальных сетях, блогах, форумах.
Чтобы быстро и эффективно разобраться в сегментировании аудитории, рекомендуется использовать методику 5W Марка Шеррингтона. Она предусматривает пять вопросов, на которые обязательно следует ответить (what, who, why, when, where?).
Что — товар, какой товар/услуга нужна потребителю?
Кто — потребитель, кому это необходимо?
Почему — мотивация, зачем это нужно клиентам?
Когда — момент, когда люди захотят воспользоваться вашим товаром?
Где — канал сбыта, где покупатели узнают о товаре, закажут и получат его?
Для более эффективной работы необходимо создать портрет аудитории. Его легко нарисовать, исходя из демографических, социально-экономических, географических и психографических признаков. Нужно постараться узнать кто потребитель, чем занимается в свободное время, какую проблему потенциального покупателя решит ваша услуга/товар и почему клиент должен остановиться на вашем предложении, а не конкурирующем.
Портрет, созданный на основе этих характеристик, получится четким, что поможет провести правильное сегментирование ЦА.
Итог
Правильно проведенная сегментация аудитории позволит в разы повысить конверсию и увеличить количество звонков, заявок и заказов.
Ценные предложение нужным людям, в нужное время и месте — база эффективного маркетинга.
И пускай сегментация облегчит и систематизирует вашу базу клиентов, а не создает хаос из крохотных групп потребителей.
Обнаружили в тексте грамматическую ошибку? Пожалуйста, сообщите об этом администратору: выделите текст и нажмите сочетание горячих клавиш Ctrl+Enter