Что такое лонгрид и как его написать

что такое лонгрид

Лонгрид — термин, пришедший к нам из-за океана, который в переводе с англ. означает «долгое чтение». Это специфический формат подачи журналистских материалов в интернете.

Формально любой объемный материал, построенный на большом количестве письменных знаков, разбитый на части с помощью различных мультимедийных элементов: фотографий, видео, инфографики и т. п., и есть лонгрид.

Его формат предполагает чтение материала с различных электронных носителей. Он также позволяет читателю преодолеть «информационный шум» и полностью погрузиться в тему.

Лонгрид под микроскопом

В отличие от привычных текстов, которыми под завязку набит «дедушка» интернет, текст лонгрид представляет собой целостное литературное произведение, на прочтение которого уходит много времени. Примечательно, что при чтении правильного лонгрида время пролетает незаметно. Благодаря продуманной логической структуре и мультимедийному контенту, текст способен удерживать внимание аудитории на протяжении 10–45 минут.

Считается, что настоящий текст этого формата должен быть от 1200 слов, что приблизительно равно 8000 тысячи знаков. Однако это не соответствует истине. Откажитесь от верстки, напишите глубокую авторскую статью на 1000 слов, полностью раскрывающую суть вопроса, и она будет лонгридом. Ведь недаром этот формат называют deep read — «глубокое чтение».

История формата

Вопреки распространенному мнению, материалы подобного формата появились задолго до того, как появился интернет. Западные коллеги уже на протяжении более полувека практикуют такое явление, как Longform journalism (лонгформ). В отличие от канонов современной журналистики, испытывающим пристрастие к коротким форматам статей, лонгформ находится между традиционной статьей и новеллой. Он часто принимает форму творчески переработанной литературы non-fiction или текстов нарративной журналистики.

Именно нарративной журналистике мы и обязаны появлению нового формата — лонгрид. История его возникновения берет свое начало в 60-е годы XX века в США. В разгар холодной войны журналистские нарративы зачастили в «The New Yorker», «Harper», «Esquire». Зачастую это были драматические статьи, обладающие своеобразной структурой, которая развивается по принципу возникновения, развития и кульминации конфликта, с четко очерченной сюжетной линией. Их главная особенность — субъективное изложение истории, которая нередко раскрывается методом сторителлинга, существенно влияющего на аудиторию.

Манера изложения мультимедийного лонгрида граничит с нарративной журналистикой и сторителлингом, однако по формату первый превосходит своих «однополчан». Это объясняется тем, что использование фото, инфографики, видео контента и т. п., позволяет более глубоко раскрыть тему.

Однако ближе всех по духу с лонгридом литература non-fiction — особый жанр в литературе, для которого характерна сюжетная линия, основанная исключительно на имевших место событиях. По сути это документальная проза, основывающаяся на реальных событиях, с редким проявлением художественного вымысла.

Лонгрид — начало эпохи всевластия

В 2012 году американское авторитетное издание The New York Times опубликовало мультимедийный проект «Snow Fall», посвященный любителям горнолыжных видов спорта, оказавшихся в снежной ловушке. Определяющим отличием от обычных материалов газеты было размещение всей истории на отдельной странице и совмещение частей статьи с помощью эффекта «параллакс». На самом деле за шесть с хвостиком лет в сети появились гораздо впечатляющие материалы, однако «Снегопад» — это классический пример нового формата.

лонгрид snowfall

Опираясь на статистические данные, девять из десяти наиболее цитируемых в социальных сетях публикаций газеты The New York Times — лонгриды. Например, публикация объёмом в 10 500 слов об индонезийских нелегальных иммигрантах, стремящихся попасть в Австралию, только в Facebook была перепостена более 47 тысяч раз.

Лонгрид примеры, виды

К числу наиболее качественных и известных российских лонгридов относятся: «Земля отчуждения» («КоммерсантЪ»), «900 дней жизни. Хроники блокады» (спецпроект «ТАСС»), «Дни затмения» («Lenta.ru»).

На текущий момент в сети можно найти множество лонгридов, отличающихся тематикой и стилем исполнения. Самые распространенные из них:

Лонгрид-репортаж

Разновидность, которая наиболее близка к старой журналистике. Этот тип основывается на детальном обзоре состоявшегося какого-либо события. Примеры репортажей чаще всего встречаются на новостных сайтах, вроде «Meduza» или «The Village».

Коммерческий лонгрид

Видели в сети огромное описание нового производительного ноутбука с детальным разбором, инфографикой, видеообзорами, посвященным тестированию; массой положительных отзывов, оставленных покупателями — это коммерческий лонгрид. Как вы думаете, какой контент вызовет у целевой аудитории доверие, один сухой абзац или объемный материал, раскрывающий суть вопроса?

Лонгрид-реконструктор

Писать можно не только о недавних происшествиях, но и о том, что произошло несколько десятилетий, а то и много веков назад. Реконструктор позволяет автору насытить контент самыми разнообразными мультимедийными элементами. Можно добавлять видео кадры из видео-хроник, аудиодорожки, географические карты, стихи и цитаты — лонгрид от этого только выиграет. Отличный пример «Земля отчуждения» от издания «КоммерсантЪ».

лонгрил-реконструктор

Лонгрид-портрет

Используется для презентации знаменитостей, публичных деятелей, бизнесменов, преподавателей, людей, предлагающих какие-либо типы услуг. Создавая портрет, автор должен руководствоваться тем, что люди обожают читать истории успеха.

Если на странице копирайтера будет опубликован контент о том, как он стал молодым отцом, параллельно этому бросил работу, выживал на копейки, работая фрилансером, а затем стал зарабатывать приличные деньги, статья будет успешной лишь потому, что она вдохновляет и мотивирует. Наверняка среди читателей найдутся те, кто закажет у автора «крутой» контент или посоветует его своим знакомым. В этом примере, лонгрид работает на имя.

Взять хотя бы, к примеру, лонгрид Кати Ковтуновой — русского дизайнера, открывшего свой бренд в Дубае. Этот сайт-лонгрид до сих пор живет полноценной жизнью, «всплывает» в виде ссылок в разных уголках сети, генерирует заказы. И вопреки распространенному убеждению лонгрид работает. Он продает не год и не два — это лучший формат для долгосрочных инвестиций в контент.

лонгрид кати ковтуновой

Мультимедийный лонгрид

Особый подвид этого жанра, который сейчас пользуется огромной популярностью в интернете. Собственно, любой из лонгридов отчасти можно отнести к мультимедийному. Основной акцент в контенте такого типа делается не столько на тексте, сколько на графических составляющих.

Почему лонгриды востребованы — 4 основные причины

  1. Если сегодня не успею, будет завтра. Лонгриды отлично читаются и воспринимаются в перерывах между важными делами. Информация может осваиваться на скучных парах, в длинных очередях, автобусе, во время обеденного перерыва и т. д. Главное, если не получается доскролить «здесь и сейчас», лонгрид можно добавить в закладки или репостнуть себе на страницу и вернуться к его прочтению в любой момент.
  2. Пища для разума. Многие люди устали от сухих малосодержательных публикаций, которые дублируются на многочисленных проектах и не несут ничего нового и полезного. Этот жанр позволяет читателям заниматься саморазвитием, когда нет времени обращаться к специальной литературе и разбирать полноценные монографии. Лонгрид — это своеобразная исчерпывающая выжимка по тому или иному вопросу.
  3. Полное погружение. От мастерски написанного лонгрида, состоящего из интригующих подзаголовков и интересных иллюстраций, читателя нельзя оторвать за уши.
  4. Материальная выгода. Реклама в виде лонгридов, пользуется большим успехом среди аудитории, так как определенно является новым форматом, поэтому многие издания выбирают его для реализации специальных проектов.

Как сделать лонгрид самому

Жестких рамок не существует. В первую очередь это авторский материал и к нему строгие правила неприменимы.

Приступая к своему первому лонгриду, придерживайтесь следующей схемы:

  • Определите портрет целевой аудитории. Для начала важно понять, для какого круга читателей будет предназначен контент, и только потом приступить ко второму пункту.
  • Выберите тему и позицию, с которой она будет раскрыта. Если это какая-то научная статья, используйте как можно меньше терминологий, которые понятны только узкому кругу людей.
  • Составьте план статьи. Для написания качественного лонгрида нужен план. Он поможет структурировать большие объемы информации и не даст упустить что-то важное.

подготовка к написанию лонгрида

  • Подготовьте материалы и параллельно этому подберите наглядные иллюстрации. Одновременно важно сделать и то и другое. Если пренебречь этой рекомендацией, мультимедийные элементы могут плохо вписываться в текст.
  • Оформите материал и перечитайте его повторно. Представьте, что вы потенциальный читатель, который интересуется подобной тематикой. Дайте материалу отлежаться несколько дней и перечитайте его повторно. Исправьте найденные погрешности, опять отложите… Приступайте к следующему этапу, т. е. к публикации, только тогда, когда текст отточен, как лезвия у клинка.
  • Займитесь продвижением. Если капитан не моряк, то и судно не мореход. Эта пословица полностью отражает судьбу даже самого качественного лонгрида. Если его не продвигать может он и не «потонет», но однозначно будет работать не в полную силу.

Лонгрид — разбор структуры

Создавая «простынь», учитывайте следующие элементы:

  • Время чтения. Не забудьте указать в начале статьи, сколько времени уйдет на ее прочтение. Не знаете, как это определить? Включите секундомер и не спеша прочитайте текст.
  • Интригующее название. Придумайте запоминающийся, нетривиальный заголовок. Он должен быть не продающим, а интересным и уникальным.
  • Оглавление статьи. Имейте в виду, значительная часть публики не сможет прочитать текст целиком. Поэтому крайне важно сделать список содержимого статьи, который позволит сразу же перейти в определенный раздел материала.
  • Вступление. Подготовьте лид. Приветствуется использование цитат, метафор, аллегорий. В некоторых случаях уместными могут быть шутки, пословицы и поговорки.
  • Основная часть. Это так называемое тело статьи, которое состоит из разделов, разделенных подзаголовками. Старайтесь, чтобы каждый раздел состоял приблизительно из 2000 символов.
  • Вывод. Обязательная часть лонгрида. Его отсутствие может «потопить корабль». Чтобы последний абзац был по-настоящему полезным, перечитайте материал несколько раз и поразмышляйте над тем, как его лучше резюмировать.
  • Не забудьте вначале, посередине и в конце своего произведения добавить призыв к действию и равномерно распределить по тексту фотографии, картинки и гифки.

Итог

Сделать лонгрид не так-то просто. На это потребуется много времени и сил. При его написании нужно ориентироваться на предпочтения и интересы целевой аудитории. Автор обязательно должен изучить тему, взглянуть на нее под другим ракурсом, отыскать новое понимание, иначе текст не зацепит читателей.

Чтобы поднять высокую планку, стать уважаемым автором и преуспеть в написании лонгридов, читайте художественную литературу, заглядывайте на блоги авторитетных писателей и ежедневно, как советовал Рэй Бредбери, пишите не менее 1000 слов.

сообщить об ошибке

Обнаружили в тексте грамматическую ошибку? Пожалуйста, сообщите об этом администратору: выделите текст и нажмите сочетание горячих клавиш Ctrl+Enter

 

Понравилась статья? Угостите админа шаурмой и кофе.
PayPal logo

Комментарии  
Масяня
0 Масяня 10.10.2018 05:37
Очень познавательно :-)
Странно, что такие длинные тексты в интернете еще кто-то читает. На мой взгляд, гораздо удобнее читать книги.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
Добавить комментарий